Глобальная компетентность – важнейшее обретение личности, необходимое и актуальное в современном обществе. Большое значение имеет работа по формированию ценностей, связанных, в первую очередь, с личностными результатами образовательного процесса.
К базовым компонентам глобальной компетентности принадлежат представления о глобальном мире и о людях, которые живут в этом мире, составляя различные этнические, религиозные, профессиональные общности, слои или социальные группы. Эти представления включаются в формирующуюся у подростков картину мира, помогают пониманию происходящих в мире процессов, способствуют самопознанию и самоидентификации, осознанию своих гражданских и культурных ценностей, этнических корней, своего места в мире. Школьники учатся строить отношения с другими людьми на основе уважения к представителям иных культур. Формирование глобальной компетентности закладывает основы и показывает вектор дальнейшего развития мировоззрения, которое найдет отражение в действиях по отношению к природе, поведении в социуме.
Глобальная компетентность как личностная структура, одна из основ ориентации и успешного существования в современном социуме и, с этой точки зрения, цель образования на протяжении всей жизни человека, может быть представлена в рамках функциональной грамотности через сформированное умение осознавать локальные, глобальные и межкультурные проблемы; различать, понимать и давать оценку взглядам и мировоззрениям; взаимодействовать с представителями социума на личностном уровне; действовать в интересах социума с учетом проблемы устойчивого развития.
Определению глобальной компетентности в международных исследованиях соответствуют четыре направления формирования и оценки «глобальных компетенций» как направления функциональной грамотности:
- изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения;
- понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других;
- участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
- содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.