Креативное мышление понимается как мышление на основе творческого воображения. Это способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию.
В настоящее время по направлению «Креативное мышление» всего для открытых банков заданий по параллелям 5-9-х классов разработано около 133 комплексов заданий (блоков), содержащих более 556 отдельных заданий. Этими заданиями охватываются все оцениваемые компетентности:
- выдвижение разнообразных идей,
- выдвижение креативных идей,
- совершенствование идей,
- оценка и отбор идей.
Разработанные задания предназначены как для формирования, так и для оценки креативного мышления. Они размещены в разделе «Креативное мышление» открытых банков Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), и Института стратегий развития образования Российской Академии образования (ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/).
Все задания по креативному мышлению для учащихся основной школы – как формирующие, так и диагностические, – разработаны на основе модели, включающей три компонента:
- содержательную (тематическую) область;
- компетентностную область;
- контекстную ситуацию.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных изобразительно-выразительных средств.
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и одновременно функциональные решения.
Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя разными способами:
- в виде замысла новой идеи, привносящей вклад в научное знание;
- в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы;
- в виде развития научной идеи,
- в виде изобретения, имеющего прикладную ценность;
- в виде планирования новых областей применения научной или инженерной деятельности.